1.Вступление.
(ленивым можно сразу перейти к части 2)
Существует очень много топиков и гайдов на всевозможных форумах, но к сожалению не один из них не может быть назван полноценным гайдом по воину-танку. Некоторые из них слишком поверхностны, некоторые наоборот - сложные для новичков, многие неполные и освещают только часть темы. Я же хочу собрать здесь всю информацию по танкованию воином воедино и добавить немного слов и аргументов из своего личного опыта.
Идейка создания небольшой статьи появилась у меня уже давно, но начал я ее писать почти спонтанно, что в результате вылилось в два месяца времени и 10 с лишним тысяч слов, то есть то что вы сейчас видите. Большинство написанного имхо и отражает чисто мое мнение, некоторым оно может показаться неправильным. Так что я всегда буду рад конструктивной критике и дополнениям.
Кому же предназначен этот обзор? В первую очередь, конечно, начинающим танкам, и поэтому большинство информации описано так подробно. Но и “старички” скорее всего смогут найти что-нибудь новое в куче уже давно известного.
Итак, что же значит быть танком? На этот вопрос лучше всего ответить так:
Можно добавить, что наряду с кучей минусов (невозможность нормального ПвП и фарма, нехватка времени и денег, огромная ответственность) танк получает не меньше плюсов. Это уважение членов группы/рейда/гильдии, огромная востребованность, приоритет на лут, помощь в получении крафтового эквипа от согильдийцев и конечно же высокий статус.
Стоит сказать что танкование в этом обзоре мы будем рассматривать только применимое для одного класса – ВОИНА. Танкование только в правильном (full protect) билде, а не армс или фури. Просто всё дело в том, что эндгейм не приемлет семидпс или фулл дпс билдов для МТ.
#2
________________________________________
2. Threat или азы агро менеджмента
Сначала определимся с терминами.
Threat (угроза, злость) – это “ненависть” моба к игроку, выраженная в числовом значении и хранящаяся в специальном threat-list’е. У каждого моба есть свой трит-лист и у каждого игрока есть свое значение угрозы в этом листе.
Aggro (аггро) – непосредственно внимание моба к игроку. Обычно аггро у игрока с максимальным значением в трит-листе, но не всегда. Выражение сорвать (получить) аггро значить перехватить внимание моба на себя, т.е. сделать так, чтобы моб начал атаковать вас.
Как же можно получить аггро:
- набрать 110% угрозы от текущей аггро цели если вы в мили радиусе моба.
- набрать 130% угрозы если вы в ренжед радиусе. Помните, что ваше расстояние до моба это не статичная величина в его памяти, она постоянно обновляется, например если вы стоите далеко от моба, имеете 120% threat от значения его текущей аггро-цели и решите к нему подойти на расстояние удара, то сразу же схватите аггро и этот удар получите.
- если вы 2й в тритлисте, то после деактивации аггро-цели моба из-за фира, стана, полиморфа, дизориента, смерти, эффектов обнуляющих угрозу вы получите аггро.
- если моб не может атаковать текущую цель, то он переключается на следущую доступную в тритлисте. Пример: у друида 1000 угрозы, у вас намного меньше (допустим 10). Друид скастовал на моба корни и отошел, а вы находитесь в мили радиусе этого моба. Моб не может атаковать друида (допустим, у него нет магических и дальних атак), значит вы схватите аггро.
Действия, прибавляющие угрозу:
- 1 единица урона дает 1 поинт угрозы
- 1 единица хила генерит 0,5 трита, в т.ч. и хил от хилинг потов. Оверхил не генерирует угрозы.
- 1 единица полученной маны дает 0,5 трита, считается только мана полученная от абилок, баффов и банок.
- 1 единица полученной раги дает 5 трита.
Вся полученная угроза всегда умножается на специальный модификатор. У вара эти модификаторы:
- В баттл и берсеркер стойке - 0,8
- В дефенс стойке – 1,3
- С талантом Defiance в дефенс стойке – 1,495
Многие абилки кроме угрозы с дамага дают дополнительно какое-то количество трита. Вот список таких абилок у вара (название – угроза без модификатора – угроза в протект стойке с талантом)
Shield Slam (Rank 6)________310__463
Sunder Armor (Rank 6)______301__450
Mocking Blow (Rank 6)______290__232
Shield Bash (Rank 4)_______ 230__344
Heroic Strike (Rank 11)______220__329
Revenge (Rank 8)__________200__299 (после патча 2.1.0)
Hamstring (Rank 4)_________181__271
Cleave (Rank 6)____________130__194
Disarm___________________104__156
Devastate (all ranks)________101__151
Battle shout (Rank 8)________69__103 (на всех мобах)
Commanding Shout__________68__102 (на всех мобах)
Demoralizing Shout (Rank 7)___56___84 (на всех мобах)
Thunder Clap_______________+175% от сделанного урона
Spell Reflect, Piercing Howl и Concussion Blow не дают трита.
Примечания:
- Значения угрозы взяты из wiki, берутся они из тестов, усредняются и округляются. Так что эти цифры – примерные значения, но тем не менее они точны насколько это возможно.
- Threat дается при каждой успешно примененной абилке, т.е. 6й сандер на цели даст столько же угрозы сколько каждый из предыдущих пяти.
- Критовый урон не дает дополнительного трита, только базовый (если кританула абилка) + трит от двойного дамага.
- Трит от хила делится на всех мобов рядом с вами. Точная формула неизвестна, по крайней мере мне, но есть мысли, что она такая: угроза на каждом мобе = (трит от хила) / (кол-во мобов) или = (кол-во отхиленного хп) / (кол-во мобов * 2).
- Угроза дается тому игроку, кто произвел какое-либо аггрящее действие. Т.е. если рога ударил моба бэкстабом, то угроза от этого дамага добавится в кол-ву трита именно этого роги. Также от этого следует, что например трит от друидовского хила лайфблума дается тому, на ком он висит (т.к. в комбатлоге мы видим “your lifebloom heals you for ****”), также с пристовским prayer of mending и шамовским earth shield.
- Угроза прибавляется в тритлисте того моба, который получил дамаг или угрозу от абилки. Например, вы танкуете 2х мобов и повесили сандер на первого. В тритисте первого моба вы получите угрозу от сандера, у второго – нет. Но есть некоторые абилки, которые дают угрозу сразу на нескольких мобах (например, демо шаут).
- Естественно, не только у вара есть модификаторы угрозы, у остальных классов тоже. Если хотите знать, у кого какие модифаеры – тут написано.
Теперь поподробнее про наши замечательные абилки для танкования:
1. Taunt. При таунте моба происходит следующее: вар получает аггро и столько же трита, сколько было на том, с кого сняли аггро таунтом, также затаунтенный моб будет вынужден атаковать вас в течение 3 секунд. Отличная вещь, ипользуется если кто-то сорвал аггро или даже по кулдауну. Некоторые мобы имунны к таунту, он также может быть срезистен.
2. Mocking Blow. При его использовании вар получает аггро на 6 секунд и 290 трита. Вар не получает столько трита, сколько его было на предыдущей цели аггро моба. Эта вещь нужна только для того, чтобы взять аггро, а таунт на кулдауне. Используется только в баттл стойке, следовательно модификатор угрозы 0,8 и реальный трит от абилки = 232.
3. Challenging Shout. При его использовании вар получает аггро у всех мобов в радиусе 10 ярдов на 6 секунд. Используется в ситуации, когда большие пачки сильных мобов выносятся АоЕ, ну или если спуллили 2 группы мобов и еще есть надежда их занюкать =)
4. Shield Block. С талантами дает нам +75% шанса блока на следующие 2 физические атаки. Действует 6 секунд, кулдаун 5 секунд и не влияет на глобал кулдаун (1,5 секунды), т.е. может быть использован одновременно с другими абилками. Это – самая главная абилка воина для борьбы с крашингами. Постоянно спамится при танковании мили-боссов и (по желанию) любых сильнобьющих мобов.
5. Thunder Clap. В одном из последних патчей применим в дефенс стойке. С талантом он – дает 246 дамага и снижает скорость атаки мобов на целых 20%. Обязан висеть на всех мили-боссах и тяжело дамагающих трешах. Действует на 4 цели => отлично помогает танковать несколько мобов. Его минус – то, что дамаг снижается броней, но даже учитывая, допустим, 40% снижение дамага, среднее в игре у мобов, то он дает 246*2,75*0,6*1,495 = 607 трита (учитывая трит от дамага), что примерно на треть больше угрозы от сандера. И это на 4 мобах сразу! Так что при танковании паков мобов (2-3-4) желательно его использовать по кулдауну – раз в 4 секунды. Несколько примечаний – не требует оружия в руке (применим при дисарме), критует, но дамаг от крита не вдвое больше обычного, а в полтора раза, и % крита равен вашему % спеллкрита. Может быть срезистен.
6. Sunder Armor. Спам-абилка для танкования армс-фури воином и для набора начального аггро. Стакается до 5 раз и в сумме снижает армор на 2600, тем самым увеличивает весь физикал дамаг по мобу. Дает 450 угрозы (с учетом модификаторов), довольно дешевая, но не наносит дамага. Обычно использется в начале боя, когда шилд слем и ревендж на кулдауне. После набора 5 штук на мобе о сандерах можно благополучно забыть и переключитьсяя на спам девастейтов.
7. Devastate. Это тот же сандер, но еще и дамагающий. Основна спам-абилка при танковании, когда шилд слем на кулдауне и на цели есть 5 сандеров. Тултип у абилки немного кривой, вот что она делает по настоящему: дает 101 трит (с учетом модификаторов 151) и дамагает на 50%_от_обычного_белого_хита + 35*кол-во_сандеров_на_цели. Чем она выгоднее сандера – критует, скалируется с шмотом, наносит какой-никакой дамаг, с хорошим оружием выгоднее по тпс (threat per second) и тпр (threat per rage), с него прокают энчанты и вещи chance on hit. Не имеет своего кулдауна и запускает глобал кулдаун. Становится эффективнее, если у вас медленное оружие в руках, но несильно, т.к. он нормализован относительно ап.
8. Revenge. Абилка, которая может быть использована только после того, как вы задоджили, сблокировали или отпаррировали атаку. Кулдаун – 5 секунд, общий с оверпавером. После патча 2.1 перебалансирована и очень сильно баффнута. Теперь это абилка с огромным дамагом и естественно тритом. Учитывая ее стоимость – 2 раги с талантом, она становится лучшей по соотношению угроза/рага и дамаг/рага с огромнейшим отрывом от остальных абилок.
9. Shield Slam. Самая аггрящая абилка воина, дает огромое количество дамага и угрозы. Допутим, слем бьет в среднем на 500 дамага, что равно (500+310)*1,495 = 1211 трита O_O, это еще не учитывая, что он может критануть и с 50% шансом диспелит 1 маджик эффект на мобе (если таковой имеется). Скалируется со шмотом и билдом – к дамагу приплюсовывается shield block value, на него влияют таланты на +10% дамага (one-handed weapon spec) и shield mastery (+30% дамага от block value). Минусы – кулдаун 6 секунд и высокая стоимость (17 раги с талантом), но они не такие уж и серьезные. Таким образом, шилд слем при танковании всегда используется по кудауну. Hint: эта абилка работает на 360 градусов, т.е. вы можете ее использовать даже если стоите спиной к мобу.
10. Heroic Strike. Хорошая абилка – наносит довольно много дамага и немало трита, но заменяет собой обычную атаку, т.е. ее реальная стоимость равна 9-12-15 раги (в зав-ти от взятых талантов) плюс рага, не полученная от белого удара. Становится более эффективна при быстром оружии, не запускает глобал кулдаун. Обычно используется для слива раги и при сильном входящем дамаге. Следует помнить – связка девастейт + автоатака эффективнее героика. Раньше, когда девастейта еще не было, танко-пушки всегда должны были быть быстрыми, т.к. рага сливалась на спам героиков.
Сюда же можно добавить и Cleave, его механизм работы такой же, только бьет он не 1 цель, а сразу две, ну и стоит больше раги и наносит поменьше дамага. Он находит применение при танковании двух сильнобьющих мобов, чтобы один не сагрился на хилера или нубодпсера. С модифкаторами он дает 194 трита на главной цели и 90 на второй.
11. Spell Reflection. При использовании отражает следующий направленный на вас спелл в того, кто его скастовал, работает 5 секунд, кулдаун 10 секунд, не запускает глобал кулдаун. Рефлектит практически все – большинство директ дамаг спеллов и дебаффов, фир, овцу… Очень сладкая вещь при танковании маго-мобов: если вы видите, что моб кастует на вас что-то гадкое – юзайте спелл рефлект и наслаждайтесь эффектом =), только не забудьте подумать, а не иммун ли моб к данному спеллу. Примеры применения: в CoT2 Black Morass отрефлектенный пиробласт снимает мобу около 7% хп, в SSC отлично рефлектится дебафф на -50% армора от некоторых трешей.
12. Demoralizing Shout. Отличный дебафф, который вместе с ТК должен всегда висеть на мили-боссах и сильных мобах. В сочетании с тандер клапом он дает очень неплохое сниженипе дамага, точное значение зависит от % “белого” дамага моба и % дамага от спеллов. Довольно часто резистится, дает сравнительно мало угрозы.
13. Intervene. Аналог интерсепта и чарджа, но используеся в дефенс стойке и, вместо стана, он следующий удар моба в цель интервена (=патимембера) принимает на вас. Полезен, если моб сагрился на кого-то из группы, что бывает часто при танковании нескольких мобов. Более юзабелен в виде макроса типа: “/cast [nostance: 2] Defensive Stance; [help] Intervene; [target=targettarget, help] Intervene;” (без кавычек). Этот макрос: переключает вас в дефенс стойку если вы не в ней, а если в дефенсе – то юзает интервен на выбранном члене группы, если же выделен моб – то интервен идет в цель этого моба. Если например в героике вы танкуете 2х мобов (бывают имунные ко всем станам и шипам мобы) и один аггрится на хил – то можно просто выделить этого моба и нажать кнопку с макросом, чтобы хилер не сложился от 1-2 ударов и не было вайпа. Так что intervene – штука довольно полезная.
14. Shield wall и Last stand. Так называемые “oh crap!” или emergency buttons. Первая абилка временно снижает любой дамаг по вам на три четверти, а 2я – увеличивает хп на треть. Используются: для исправлений косяков хилеров (мб у них дисконнект или телефон звонит ), при сложных моментах в танковании и для облегчения работы хилботам. Т.к. кулдаун немаленький, много ими не попользуешься. Так что обычно юзается в конце боя с боссом, когда почти все уже без маны, или в момент энрейджа босса, когда при обычном кол-ве хп не успевают отхилить или просто не хватает хпс(heal per second).
15. Как ни странно, но Berserker rage. Что он дает? Всего лишь иммун к фиру на 10 секунд. Малый кулдаун - полминуты – выделяет его среди остальных антифировых абилок. В некоторых местах если вас зафирили – это очень плохо и может вести за собой вайп, т.к. фир деактивирует вас в трит-листе мобов и они идут знакомиться с хилерами и дпсерами. Раньше это была Ониксия, сейчас Найтбейн в Казахстане и любые другие фирящие мобы, т.к. если вас фирнули в пачку мобов, вы же понимаете что это не обрадует ни вас, ни членов группы. Как это делается: предугадываем время фира (по кастбару, аддону или интуиции), переключаемся в берс стойку, жмем берс рейдж и обратно в деф, можно макросом (я им не пользуюсь). Называется такое дело Stance dance или Fear dance. Если вас все-таки зафирили, не забудьте после фира обязательно сделать хоть что-нить, что дает сколько-нибудь угрозы и мобы к вам вернутся.
Еще один плюс Berserker rage – это то, что он в несколько раз увеличивает рагу, полученную от дамага по вам. В местах, где очень критичнен тпс танка, можно использовать эту абилку. Или перед пулом (только не забудьте, что висит рейдж на вас 10 секунд и ждать минуту пока вы пуллите не будет), или даже во время боя - делов-то на 2 секунды.
И третье применение абилки – она снимает incapitate эффекты при использовании. Простой пример полезности: ассасины перед последним боссом в Шаттеред Холлс героик. Они очень любят сапать первого идущего и в это время убивать патимемберов. Так что в таких местах просто идем первым в берсеркер стойке и, когда вас сапнули из стелса, юзаете антифир и нормально танкуете моба.
Ну вот, прочитали и запомнили про трит и аггро, описание абилок, но это все равно так и осталось теорией. И посреди боя никто не считает “на сколько угрозы я сейчас ударил”, это дело доверяется аддону (в конце статьи есть ссылка) или интуиции, если танк и сопартийцы достаточно опытны и сыграны. Но так и остался открытым вопрос - как же лучше танковать, что делать, чтобы держать это “аггро”? Сразу скажу - оптимальной тактики танкования нет. И не будет. Потому что в любой ситуации есть десятки вариантов поведения, зависяшие от кучи факторов. И я лишь попробую дать несколько имхо-советов по танкингу в разных местах. Подходят они конечно же для начинающих танков, через некоторое время с приходом опыта у вас повится своя схема поведения.
1. Танкуем одного моба, бьет он слабо.
- Приоритет абилок по использованию: Revenge > Shield Slam > Sunder Armor. Если успели навесить 5 сандеров - заменяем их девастейтами.
- Демо шаут и Тандер Клап использовать редко когда надо, и вот почему - дамаг по нам и так мал, ярости естественно нехватает для удержания аггро, так зачем же еще снижать приток раги?
- Если будет лишняя рага (хотя я сомневаюсь) - на героики её.
- Моб что-то кастует? Рефлектите в него обратно. Если кастует не в вас или что-то не рефлектящееся, то Shield Bash.
- Если ваши сопартийцы из разряда “ща врублю тринкеты и кулдауны и сразу после пулла критану на двацатьтыщ”, то пользуйтесь Berserker rage для нормального притока раги. Также я обычно перед пуллом юзаю Bloodrage и встречаю моба сразу же щилд слемом.
2. Один сильнобьющий моб (+боссы)
- Приоритеты: Shield Slam > Revenge > Devastate.
- Отдельно от этого - шилд блок по кулдауну, героик если раги больше чем сможете потратить на 1-2 глобал кд (т.е. на боссах почти всегда)
- Если нет кому заниматься сандерами - вешаем 5 штук и забываем о них, если некому дебаффать босса шаутом и ТК, то обновляем их раз в полминуты.
- Не забываем про тринкеты. Если у босса энрейдж или сложная для хилеров фаза - вспоминаем про ласт стенд и/или щилд волл. Если такой фазы нет - просто используйте эти абилки в конце боя с боссом.
3. Два моба.
- если мобы тряпочные/слабые. Один нюкается, его таунт, после конца таунта - станим Concussion Blow’ом, потом опять таунт. За это время - 11 секунд, моб уже помрет. Мы же фокусим все время второго моба и танкуем его как в п.1, на первого как уже понятно отвлекаемся только для таунта и стана.
- если мобы серьезные, дамаг и естественно хил по вам немалый, мобы не станятся. Тогда опять же фокус дпса на одном (только чтоб сопатрийцы не нюкали сильно) и мы танкуем мобов кливами. Тандер клап по кулдауну, если лишняя рага есть, то первому мобу щилд слемы и еще что хотите.
4. Паки мобов.
Они обычно выносятся АоЕ и контролировать мы мало что можем. Демо шаутом не потанкуешь (тпс мал). Так что если мобов очень много - то Challenging Shout. Если нет - то одного стан, одного таунт, одного Mocking Blow, остальных пытаемся танковать. Один раз крикните демо и по кулдауну тандер. А вообще паки мобов обычно контролятся фиром/фрост новой/еще чем нибудь.
5. В инстах.
- Вы должны знать особенности всех мобов, пуллов и боссов
- Следует из предыдущего. Будьте лидером, маркируте мобов, обьясняйте цели и стратегии.
- Ведите себя аггресивно, пулльте мобов, не простаивайте на месте долго. Только следите, чтоб никто не был перед пуллом без маны
- Все это ускорит прохождение, улучшит ваше впечатление от инста и мнение сопартийцев о вас.
- Если дпс группы высок и вы хорошо одеты, то вы заметите что мобов удержать становится сложнее. Тогда просто замените часть танкошмота на вещи из дпс комплекта => вы снова неплохо танкуете =Р
6. В рейдах.
- Вы второй человек по важности после рейдлидера (а может быть и сами РЛ)
- надеяться на авось нельзя - вы должны знать особенности всех мобов и боссов, стратегии, можно посмотреть видео убийства боссов. Почему? Да потому что если танк тупит - это вайп всего рейда (=лишнее время и сотни голда на ремонт и баффы).
- дисциплина, ответственность и терпение - ваши друзья. Не экономьте на баффах, слушайтесь РЛ, вы должны точно знать свою работу. Это относится к каждому члену рейда.
7. Ну и в общем
- Часто приходится отпулливать мобов назад (pull back), просто стреляем в него ружжом из берсеркер стойки, отбегаем немного, юзаем бладрейдж (+берс редж по желанию) интерсепт и танкуем уже по человечески в деф стойке. В рейдах пуллы обычно идут с мисдиректом на МТ.
- От хантов на сложных пуллах просим мисдирект (misdirect) на нас. От хилеров в любое время - lifebloom (друиды), earth shield (шамы), prayer of mending (присты). Это поможет вам лучше набирать угрозу.
- Я описал идеальные варанты танкования, в реальности всегда в нужный момент что-то не получится или невовремя кончится рага. Общее правило - вы должны обеспечить максимальный тпс, контроль ситуации и при этом умудриться выжить. Достигается это грамотным расходом раги, использованием правильных абилок в нужное время, и через некоторое время все это будет делаться почти автоматически.
- Помните, половина успеха любого дела - это понимание и сыгранность. По отдельности хороший танк ничего из себя не представляет, он командный игрок. Поэтому четко координируйте ваши действия, пользуйтесь вентрилкой/тимспиком, etc. Поэтому я не люблю пуги (рандомные группы, Pickup Group) и хожу обычно со знакомыми.
________________________________________
3. Таланты и билды
Роль танка подразумевает 2 вещи – держать мобов на себе и выживать, и тут мы рассмотрим те таланты, которые помогают нам делать и то, и другое. Я не буду давать просто ссылку на билд и все, потому в таком случае от начинающих танков посыплются вопросы типа “а зачем это и что вообще значит этот талант?”, а от “отцов танкинга” замечания наподобие “этот билд крап, бери какой я скажу адназначна”. Так что я приведу те таланты, которые могут быть взяты в билде танка и немного опишу их.
Arms talents.
Improved Heroic Strike
Reduces the cost of your Heroic Strike ability by 3 rage points.
Как уже говорилось, героиком мы пользуемся довольно часто, особенно на боссах, но все-таки не всегда. В общем, он нужен для слива лишней раги. Берется талант редко, я его тоже не беру по принципу “если раги много, зачем тогда ее экономить”. В 25 ппл рейдах на боссах героик заменяет нам автоатаку, и талант дает нам увеличение эффективности героика по раге на 20%.
Deflection
Increases your Parry chance by 5%.
+5% авоиданса. Маст хев.
Improved Thunder Clap
Reduces the cost of your Thunder Clap ability by 4 rage points and increases the damage by 100% and the slowing effect by an additional 10%.
ТК - отличный скил как для дебафания босса, так и для набора угрозы при танковании нескольких мобов одновременно, и с этим талантом он становится в два раза лучше.
Fury talents.
Cruelty
Increases your chance to get a critical strike with melee weapons by 5%.
Талант, берущийся при любом билде воина по дефолту. Танку он нужен для лучшей тритгенерации, ну и просто видеть сочный крит shield slam’а всегда приятно.
Improved Demoralizing Shout
Increases the melee attack power reduction of your Demoralizing Shout by 40%.
Демо должен висеть практически на всех мобах, и с этим талантом как вы понимаете он становится почти в полтора раза лучше. Но в 5 ппл инстах мобы бьют и так слабо, а в рейдах постоянное его обновление (если вы мейнтанк) снижает ваш тпс, так что вешается демо шаут обычно оффтанком или фури варом.
Protection talents.
Improved Bloodrage
Increases the instant rage generated by your Bloodrage ability by 6.
Бладредж обычно юзается перед пуллом, и нужны ли +6 раги от него или нет – решать вам.
Tactical Mastery
You retain up to an additional 15 of your rage points when you change stances.
Сохраняет 15 раги при переключении стоек (в дополнении к 10 пассивным от скилла). Сейчас талант стал почти ненужным для танка, т.к. 10 раги, которые сохряняются без таланта, обычно хватает. Я же иногда беру его по привычке и потому, что довольно часто переключаю стойки.
Anticipation
Increases your Defense skill by 20.
Дефенс – один из важнейших статов для танка, и этот талант помогает нам набрать крит кап (особенно в резистовом шмоте) и повысить авоиданс на пару процентов.
Shield Specialization
Increases your chance to block attacks with a shield by 5% and has a 100% chance to generate 1 rage when a block occurs.
Увеличивает шанс блока на 5% и проходной талант к импр. щилд блоку.
Toughness
Increases your armor value from items by 10%.
Увеличивает ваш армор на 10%, при хорошем обвесе это является очень солидной прибавкой.
Last Stand
When activated, this ability temporarily grants you 30% of your maximum hit points for 20 sec seconds. After the effect expires, the hit points are lost.
Про эту абилку уже писалось, и вы надеюсь понимаете, что она обязана быть.
Improved Shield Block
Allows your Shield Block ability to block an additional attack and increases the duration by 1 second.
Must have
Improved Revenge
Gives your Revenge ability a 45% chance to stun the target for 3 sec.
Если ваша цель – 5 ппл инсты или героики – то талант просто отличный. Так как ревендж спамится обычно по кулдауну, то стан прокает очень часто, облегчает танкование и дает нам подобие станлока (с интерсептом и concussion blow). В рейдовых инстах почти все мобы имунны к станам и этот талант там не нужен.
Defiance
Increases the threat generated by your attacks by 15% while in Defensive Stance.
Без комментариев.
Improved Sunder Armor
Reduces the cost of your Sunder Armor ability by 3 rage points.
Фактически талант дает нам экономию до 15 раги на каждом мобе, если вы любите спамить сандеры – берите, я же обычно не на всех трешах успеваю навесить все 5 штук.
Improved Taunt
Reduces the cooldown of your Taunt ability by 2 sec.
Снижает кулдаун таунта с 10 до 8 секунд, что позволяет танковать мобов практически только на спаме этой абилки. Намного облегчает вашу работу, если дпс группы/рейда очень высокий и удержать моба сложно.
Improved Shield Wall
Increases the effect duration of your Shield Wall ability by 5 secs.
В полтора раза увеличивает длительность этой отличной абилки. Можно конечно сказать, что щилд волл пользуется очень редко, но даже если 1 раз в день на каком-нибудь боссе эти лишние 5 секунд спасут группу от вайпа – я считаю, талант стоит потраченных скилпоинтов.
Concussion Blow
Stuns the opponent for 5 sec.
Конкашн блоу - это наше оружие против любых станящихся мобов. Намного облегчает танкование – с этой абилкой одного моба можно держать на комбе таунт - стан - таунт, что делает задачу по удержанию 2х мобов сущим пустяком.
Improved Shield Bash
Gives your Shield Bash ability a 100% chance to silence the target for 3 sec.
Талант мало где нужен: обычный баш и так сбивает каст и на 6 секунд блокирует 1 школу магии (фрост, файр и т.д.), а мобы которые пользуются двумя и более школами магии встречаются нечасто.
Shield Mastery
Increases the amount of damage absorbed by your shield by 30%.
На треть увеличивает количество заблокированного урона. Вещь очень нужная, учитывая то, что на боссах мы спамим шилд блок по кулдауну.
One-Handed Weapon Specialization
Increases the damage you deal with One-Handed Melee weapons by 10%.
Увеличивает ваш дамаг, в т.ч. от абилок, на 10%. Улучшает вашу генерацию раги и угрозы, также облегчает сложнейшую работу по фарму в протект билде.
Improved Defensive Stance
Reduces all spell damage taken while in Defensive Stance by 6%.
На 6% уменьшает весь магический дамаг по вам. Это один из важнейших талантов при танковании маго-боссов и мобов, тем более что почти во всех рейдах боссы имеют ту или иную форму магического дамага, хотя если рассуждать трезво, то % получаемого вами спелл дамага в общем не так уж и высок...
Shield Slam
Slam the target with your shield, causing 225 to 235 damage, modified by your shield block value, and has a 50% chance of dispelling 1 magic effect on the target. Also causes a high amount of threat.
Так сказать, без щилд слема я бы вас протект варом не назвал.
Focused Rage
Reduces the rage cost of your offensive abilities by 3.
Уменьшает стоимость всех боевых абилок на 3. Offensive – это абилки, дамагающие врага или дающие ему дебафф, т.е. почти все, за исключением shield block (и вроде еще нескольких). Для хорошего танкования часто не хватает раги, а бы сказал, ее никогда не бывает слишком много, и этот талант намного облегчает нашу работу.
Vitality
Increases your total Stamina by 5% and your total Strength by 10%.
Must have для танка – напрямую повышает вашу живучесть за счет дополнительных 5% стамины. Солидная прибавка к силе дает нам бафф тритгенерации и немного увеличивает количество заблокированного урона.
Devastate
An instant weapon attack that causes 50% of weapon damage plus 15 and additional threat for each application of Sunder Armor on the target. In addition, this attack will renew the duration of the Sunder Armor effect.
Про девастейт тоже уже писалось, естественно талант нужно взять.
Ну а теперь примерные билды для танкования. Билды конечно же – мое имхо и оно (которое хо) не есть истина в последней инстанции. Если есть лишние поинты в билде – кидайте их куда хотите по вашему желанию:
- для 5ппл инстов и героиков
- сознательному оффтанку
- МТ с сознательным оффтанком
- МТ без 2го вара в рейде
- (с) Gatar для 5ппл инстов и героиков. В билде есть пирсинг хоул, и если вы любите собирать пати с 3 ренжед дпсерами, то билд отличный. Можно просто замедлять пирсингом мобов и быть почти уверенными, что мобы до патимемберов не добегут =)
- здесь может быть ваш билд
4. Теорикрафт
Excel-листик с формулами
Скачать
(c) ALZA
версия 1.1, почему-то на англ. языке (хотел гильдиским варам дать).
Скачать
Armor & Damage Reduction. Все связанное с армором.
Армор – это стат, снижающий физический дамаг по вам.
Ваш армор (с талантом Toughness) = 2*agility + armor_from_items*1,1 + magic_armor. Magic armor – это банки на армор, scrolls, баффы и армор киты.
Mitigation (снижение дамага в %):
Против 70х мобов = (Armor / (Armor + 10557.5))*100.
Против 73х (боссы и мобы с черепком) = (Armor / (Armor + 11960))*100.
Больше 75% броня дамаг не снижает. Чтобы узнать митигейшен против 70х левелов – наведите курсор на армор в вашем character screen.
Снижение дамага от мобов 73 уровня, т.е. боссов в рейдах (армор - %):
11000___47,91
12000___50,08
13000___52,08
14000___53,93
15000___55,64
16000___57,22
Нужно заметить, что чем больше у вас армора, тем меньше mitigation дает вам доп. армор, т.е. +1000 армора при имеющихся 2000 дают намного больше митигейшена, чем при имеющихся 10000, но время жизни увеличивается одинаково (т.е. время жизни без хила под постоянным физ. дпс)
Block & Crushing blows. Про блок и борьбу с крашингами.
Block rating – шанс на блок
Block value – количество заблокированного урона
Блокируются только физические фронтальные атаки (в т.ч. ренжед).
Против 73х мобов шанс блока = 5% база + 5% талант + (блок рейтинг / 7,9) + (ваш дефенс – 365)*0,04.
Блок рейтинг дает 1% блока за 7.884614944458 рейтинга, или примерно за 7,9.
Кол-во заблокированного дамага = (Shield block value * 1.3) + ((Strength / 20) - 1). Это с талантом и округляется в меньшую сторону.
Что же дает нам блок и какие его особенности:
1. Блок всегда считается после армора. Т.е. если вас ударили на 100 дамага и 50% съела броня, вы блокируете на 20, то получите только 30 дамага.
2. Если вам нанесли меньше дамага, чем вы можете сблочить, вы блокируете 100% урона.
3. Забокированный вами удар не бывает ни крашингом, ни критом. Это в ПвЕ.
Поподробнее о крашингах:
1. Это удар в 150% дамага, так сказать, полукрит. Только белые атаки бывают крашингами.
2. Их наносят только мобы 73 левела (с черепками и боссы), если вы 70й и ваш дефенс больше или равен 350. Вероятность крашинга в таком случае – 15%.
Правильное применение абилки shield block или как избежать крашингов:
Во-первых, крашинги в рейдах – это очень гадкая штука – куча дамага, в комбинации с какой-нибудь грозной абилкой босса это почти мгновенная смерть воина. Это причина, по которой на мишко-танков хилеры тратят намного больше маны. Но у воинов есть громадное преимущество – shield block. Он с талантами дает нам +75% шанса на блок на следующие 2 удара или на 6 секунд, что пройдет раньше. Ваш % авоиданса + % блока + 75% щилд блок будет намного больше 100%, что полностью исключает возможность крашинга по вам (см. attack table). Это делает реальный % крашинга боссов по вам равным нулю, или 1-5%, если босс использует 2 оружия (Мороес, Принц, Ромуло – это в Казахстане).
Defense & Crits. Про дефенс и крит кап.
Что дает нам 1 поинт в дефенс:
1. -2% получить крашинг (до достижения дефенса максимума для своего левела) и -0,04% получить крит.
2. +0,04% ваших доджа, парри, блока и +0,04% миссов по вам.
Для избежания критов обязательно нужно иметь 490 дефенса. Шанс крита у мобов 73 уровня по нам (70й) равен 5,6%. Значит надо 5,6/0,04 = 140 дефенса к базовым 350, с талантами нужно 120. Сейчас это не так уж и много и набирается без проблем.
Дефенс рейтинг дает 1 поинт дефенса за 2.365385055542 рейтинга, или примерно 2,4.
Обратно – 1 дефенс рейтинг дает нам 0,423 дефенса или 0,05 авоиданса.
Про крит кап – по старым тестам и рассчетам нужно действительно 490 дефенса, но в БК начали твориться странные вещи: критуют и по 490 (в Казахстане), и по 525 (Malicious Instructor в шадоу лаб). Тут есть несколько вариантов – или Близзы что-то замутили в аддоне (маловероятно), или некоторые мобы имеют более высокий шанс крита, или при любых обстоятельствах мы можем получить крит с вероятностью 0,01% или меньше. Как бы то ни было, я критов по себе с 490+, 540 и 533 дефа не видел (м.б. были, но абсолютно не критичные), хотя просматриваю логи и рекап статистику когда сильно проседаю по хп, да и вы врядли увидите.
Avoidance
- Dodge
Додж - это 100% избежание атаки спереди игрока (frontal attack). Почти все физические атаки доджатся (в т.ч. кливы и вайрлвинды), также многие магические мили-атаки.
Мобы могут сдоджить атаку с любого направления.
Важнейший стат для avoidance-специализированного танка (да и для любого другого не последний), тем более что он довольно дешев в нынешней системе рейтингов, т.е. 1 рейтинг дает больше авоиданса, чем другие.
Додж рейтинг дает нам 1% за 18.923078536987 рейтинга, или за 18,9. Наоборот – 1 рейтинг = 0,053% доджа.
Ваш % доджа против 70х мобов можно узнать в дефенс вкладке character screen’а, но против 73х левелов он на 0,6% меньше.
- Parry
Паррирование - это 100% избежание фронтальной атаки. Какие атаки могут быть паррированы - см. выше (те же, что и у доджа)
У парри есть одна особенность: после паррирования ваша следущая атака пройдет на 40% быстрее, но снижения времения до удара не может быть меньше 20%.
Парри рейтинг дает нам 1% за 22,4 рейтинга. Наоборот – 1 рейтинг = 0,0446% парри.
Парри % смотрится там же, где и додж.
- Miss
Мисс - это 100% избежание атаки с любого направления. Те атаки, которые могут сдоджиться и паррироваться, могут и мисснуть тоже.
Увеличить шанс мисса значит уменьшить шанс хита, и наоборот.
Шанс мисса считается в зависимости от вашего дефенса.
Attack table
Читать. Почему шилд блок помогает избегать крашингов? Почему +мисс значит -хит? Как по нам будут бить мурлоки с нашими статами? Со всеми этими вопросами - смотрите таблицу атаки. Там же объясняется, почему в ПвЕ не бывает блокированных крашингов и мисснувших критов и почему ваши % (крита, доджа, парри...) абослютны, а не относительны (для тех кто считает что рассчет ударов идет по типу “проверка на хит, потом ролл на крит, потом блок..”).
Resistances
Иногда нам приходится танковать маго-боссов, и чтобы снизить дамаг от них нам нужны резисты. 365 резиста снижает дамаг данной школы магии на 75% от мобов 73 уровня. 75% - максимум снижения дамага от спеллов, это значит не то, что все спелы жахают тока на четверть, а что часть резистится полностью или частично, но в целом ты получаешь на три четверти дамага меньше.
Важно заметить, что разные дамагающие спеллы резистяятся по-разному:
Бинарные спеллы – или резист, или нет. Пример – фростболт.
Остальные – резистятся на 0%, 25%, 50%, 75% или 100% с шансом, зависящим от ваших резистов. Пример – файрболл.
Stamina vs. Avoidance vs....
Небольшое лирическое отступление. Что из статов набирать после набора крит капа? Хороший вопрос. Стамину? Армор? Додж? Блок? Снова дефенс? Или что-то еще? Есть несколько вариантов:
Авоиданс. Теория тут такая – больше уклонения => меньше бьют => меньше дамага получаем => меньше работы хилерам. Правильно. Также значит, что если вы все-таки получили крашинг, то это будет некритично, т.к. скорее всего остальные удары перед крашем и после него вы избежали. Больше ударов вы авоидите – хилеры реже кастуют и значит больше регенерируют вне правила 5 секунд. Зато дамаг в таком варианте идет скачками, неровно. Здесь нужно также знать, какой стат для авоиданса выбрать: Defense. 1 деф рейтинг
________________________________________
#4
________________________________________
5. Танковский эквип.
Ух, сложно сделать этот раздел: куча вариантов одежды, плюс резист комплекты, плюс еще сравнение, ведь просто по статам не всегда можно определить, что лучше, да и если нужно тупо подобрать танкошмотку в какой-то слот – то за пару минут найти все на хоботе или вовхеде не проблема. Тут же мы рассмотрим по несколько вариантов шмота с мини-комментариями. Насчет самого шмота: в рейдах все понятно – берем тир 4-5-6 танковские куски или эквивалентные дропы, благо их там не такое уж и большое разнообразие. Но вот до рейдов то еще нужно добраться, и в зеленке туда не пойдешь… В общем, вот варианты пре-рейд, так сказать, пре-Карахжан танк эквипа для нас.
Сразу примечания:
- Многие статы опущены как ненужные, например ресайленс и статы для дамага типа крита, сила тоже (смешно собирать силу для block value). Нет никаких лишних строк типа Requires Level 70 или Durability 100 / 100, ибо тогда этот раздел будет занимать больше места, чем все остальные вместе взятые.
- В рассчет бонусов включены таланты на 5% стамины, 30% block value и 10% армора (талант не действует на армор с агилы), так как вам я думаю будет интереснее узнать реальные прибавки к статам от вещей. Новые статы округлены до единиц в меньшую сторону, если хотите узнать “сырые” параметры - есть ссылки на вовхед.
- Все рейтинги пересчитаны в % для 70х левелов. Также учитывался армор и додж от агилы.
- Шмот оценивался без энчантов, но с гемами на +12 стамины, мета сокеты на 18 ста и 5% стан резиста. Кол-во сокетов и цвет написаны в скобках вместе с родным кол-вом стамины. Если вам хочется сокет бонусов - то пересчитайте для себя под те гемы, которые хотите, но помните, что бонусы редко когда оправдывают себя, и например ради “6 block value” ставить в стаминные штаны 3 разноцветных камня можно только если у вас дикая нехватка дефенса.
- Всех вариантов я ясен пень не перечислил, но обычно есть самый доступный вариант (за квест например) и лучший шмот на стамину и авоиданс.
- На вопросы типа “Что лучше – 0,3% додж, 200 армора или 10 стамины?” отвечайте сами в зависимости от ваших предпочтений.
- Весь шмот искался вручную на wowhead.com. Надеюсь, ничего не пропустил из действительно стоящих вариантов пре-кара эквипа.
Head.
Tankatronic Goggles
1425 armor, 101 sta (70, meta + yellow 4 def 6 sta, 6 sta bonus), 5% stun res, 17,76 def, 1,16% dodge, 0,82% hit, бинокль в компекте O.o. Лучший танкошлем, и по стамине, и по авоидансу. Но. Эта преслесть – только для инженеров со скиллом 350+.
Helm of the Stalwart Defender
1502 armor, 87 sta (49, red + yellow + blue), 9,72 def. Берется у БСеров, ворлд дроп рецепт, скрафченнай шлем стоит порядка 1300 г.
Faceguard of Determination
1241 armor, 75 sta (37, blue + meta, 6 socket bonus), 5% stun res., 13,53 def, 1,27% dodge, 3,04% block. Берем за 50 баджей из героиков
Felsteel Helm
1412 armor, 66 sta (28, red + blue + blue), 13,95 def. Лучший из доступных, стоит около 50г у БСеров.
Myrmidon's Headdress
1040 armor, 70 sta (38, red + meta), 13,95 def, 5% stun res. Берется в первый заход в Стимволт за квест The Warlord's Hideout.
Neck.
Близнецы Natasha's Battle Chain и Thalodien's Charm
38 sta, 5,5 (6,34) def, 19 block value. Реварды за The Hound-Master и Shutting Down Manaforge Ara.
Mark of the Ravenguard
42 sta, 7,19 def. Лучший по стамине, ревард за Brother Against Brother.
Necklace of the Juggernaut
34 sta, 9,3 def, 0,63% dodge. Продается за 25 баджей.
Shoulders
Fanblade Pauldrons
960 armor, 8,46 def, 46 sta (22, red + blue), 0,67% parry. Дроп – героик Auchenai Crypts.
Shoulderguards of the Bold
960 armor, 7,19 def, 49 sta (25, yellow + blue). Мурмур, Шадоу лаб.
Back
Devilshark Cape
85 armor, 23 sta, 8,46 def, 0,95% dodge, 37 block value. Имхо лучший выбор. Дроп - последний босс в Стимволте.
Farstrider Defender's Cloak
293 armor, 31 sta, 49 block value. Опять баджи, 25 штук.
Cloak of Eternity
83 armor, 37 sta, 9,72 def. Около 150г у тейлоров, ворлд дроп рецепт.
Chest
Vindicator's Hauberk
1280 armor, 40 sta, 19,45 def, 1% dodge. Победитель по авоидансу. Алдор реверед.
Breastplate of the Bold
1322 armor, 72 sta (34, red + red +blue), 8,03 def, 0,71% dodge. Лучший чест по стамине. Берем у Harbinger Skyriss в Аркатразе.
Breastplate of the Warbringer
1152 armor, 47 sta, 13,1 def. Единственный и очень нужный плюс – 1,90% к хиту. Ревард за Forge Camp: Annihilated.
Wrist
Bracers of the Green Fortress
639 armor, 40 sta, 7,19 def, 0,53% dodge. Ворлд дроп БС рецепт, 700-800г.
Amber Bands of the Aggressor
704 armor, 26 sta, 6,34 def, 0,61% dodge. Последний босс в Стимволт героик.
Vambraces of Daring
559 armor, 27 sta, 4,65 def, 29 block value. Дракончик в Рампартс героик (в сундуке).
Sha'tari Wrought Armguards
559 armor, 31 sta (18, yellow), 5,07 def. Ревард за The Soul Devices.
Hands
Gauntlets of the Bold
832 armor, 57 sta (32, red + yellow), 5,92 def, 0,54% dodge. Проследний босс в Стимволте.
Gauntlets of the Iron Tower
914 armor, 56 sta (31, blue + yellow), 8,46 def. БС ворлд дроп рецепт, около 900г.
Gauntlets of the Chosen
830 armor, 31 sta, 14,8 def, 0,51% dodge. Скраеры реверед.
Waist
Lion's Heart Girdle
904 armor, 32 sta, 9.72 def, 0,75% dodge. Выбор для авоиданс-специализации. Последний босс героик Рампартс.
Girdle of the Immovable
720 armor, 59 sta (34, red + yellow), 7.61 def, 1,52% block. Последний босс в Слейв Пенс героик.
Sha'tari Vindicator's Waistguard
720 armor, 34 sta, 8,46 def, 37 block value, 3,04% block. Ревард за квест на ключ в Аркатраз - How to Break Into the Arcatraz.
Legs
Timewarden's Leggings
1120 armor, 97 sta (57, red + yellow + blue), 7.61 def, 0,58% dodge. Море стамины - почти 1000 хп с одной шмотки без энчанта. Нужно репу у Keepers of Time – Revered, в реальности это несколько ранов в БМ.
Legguards of the Resolute Defender
1082 armor, 44 sta, 13,11 def, 0,89% parry, 0,78% dodge. Для авоиданс компекта. Ревард за Destroy Naberius!
Feet
Eaglecrest Warboots
1092 armor, 34 sta, 10,15 def, 0,71% dodge. Keli'dan the Breaker в Блуд Фурнейс героик.
Boots of the Colossus
880 armor, 53 sta (28, yellow + blue), 8,03 def. Pandemonius в героик Мана-томбс.
Sha'tari Wrought Greaves
922 armor, 48 sta (23, red + blue),
Rings, 2 штуки.
Elementium Band of the Sentry
25 sta, 8,46 def, 1% dodge. К вопросам дропа обращаться к Harbinger Skyriss в Аркатразе.
Delicate Eternium Ring
15 sta, 1,7% dodge, 50 armor. У джевелкрафтеров за 50г.
Crystal Band of Valor
28 sta, 9,3 def, 1,01% hit. Tavarok в героик Мана-томбс. Стоит брать, если чувствуете жесткую нехватку хита.
Protector's Mark of the Redemption
23 sta, 10,57 def, 19 block value. Ревард за Dissension Amongst the Ranks...
Lieutenant's Signet of Lordaeron
31 sta, 153 armor, 1,11% dodge. Lieutenant Drake в героик Олд Хиллсбрад.
Band of Impenetrable Defenses
37 sta, 10,99 def. Около 1000 голда на ауке за ворд дроп эпик.
Trinkets, тоже 2 штуки
Figurine - Dawnstone Crab
13,53 def. Use – 6,61% dodge на 20 секунд, кд 2 минуты. Только джевелкрафтеры, т.к. BoP.
Adamantine Figurine
13,53 def. Use – 1280 armor на 20 секунд, кд 2 минуты. Босс “Time for fun!” в Шадоулабе.
Dabiri's Enigma
12,68 def. Use – 15,85% block на 15 секунд, кд 1,5 минуты. Ревард за Dimensius the All-Devouring.
Gnomeregan Auto-Blocker 600
76 block value. Use – 336 block value (+260) на 20 секунд, кд 2 минуты. Стоит 41 badge of justice. Эффективен на трешах с Dabiri's Enigma, на боссах – с любым другим превращается в просто имбовый тринкет из-за щилд блока по кд. Дает огромную прибавку к дамагу щилд слема и его аггрогенерации, для такой же прибавки к дамагу мортал страйка нужно 1425,5 ап, 297 ап в пассиве.
Brooch of the Immortal King
13, 53 def. Use – 1250 хп на 15 секунд, кд большой – 5 минут. Дропается с квестового моба Terokk в Скеттисе.
Argussian Compass
37 sta, Use - -68 дамага с каждой атаки по вам, дествует 20 секунд или 17 ударов. Дроп - The Black Stalker в героик Андербог.
Ranged weapon
С ренжед оружия мы обычно только пуллим, значит, оно нужно нам для статов. Если вам повезет, то вы сможете найти неплохую зеленку с ворлд дропа, у меня например было ружье со статами типа 8 деф. ретинга, 13 стамины и 8 силы – вполне ничего.
Nethershrike
16 sta, дроп - Nethermancer Sepethrea в Механаре.
Marksman's Bow
0,41% dodge, 0,7% hit. Важный хит, авоиданс, большой дамаг с одного выстрела. Нужно иметь Экзалтед с Траллмаром, так что считайте этот лук бонусом после прокачки репы для топорика (если вы этим занимались). Аналог у Альянса вроде такой же по статам.
Gyro-balanced Khorium Destroyer
40 sta (28, yellow). Лучшее ружжо для танкования. Берем у инженеров, и хотя на эту вещь нужна куча материалов, она того стОит. Лучший дамаг с 1 выстрела, море стамины (можно поставить и не 12 стаминный гем, например на +хит), неплохой внешний вид и зеленое свечение при выстреле =D
Shield
Crest of the Sha'tar
4911 armor, 171 block, 45 sta (19, blue + blue, socket bonus 0,32% dodge), 5,5 def. Для шмота на стамину, требует The Sha'tar - Экзалтед. Репу набиваем так: собираем постоянную надежную и хорошую пати и гоу в Темпест кип. Быстрее всего качать репутацию в Ботанике, но и в остальных крыльях инста ненамного медленнее, заодно и вещи нужные дропнутся.
Azure-Shield of Coldarra
5134 armor, 192 block, 32 sta, 9,3 def. Для mitigation комплекта (авоиданс почти тот же, как и на предыдущем щите). Стоит 33 баджа.
Platinum Shield of the Valorous
4082 armor, 107 block, 34 sta, 10,15 def. Дроп - Ambassador Hellmaw в Шадоулабе.
Weapon
Что нам нужно от оружия? Примерно это:
- высокий дпс для генерации угрозы – он не менее важен танкам, чем дпсерам.
- подходящая скорость
- стамина естественно
- полезные для танка статы
Таких довольно много, я выделю три из них. Почему 3? Можно сказать так – все они лучшие в своем классе (пре-Кара танк оружия), все они эпики (zomg ) и всех их довольно непросто достать. Итак,
_______ Blazeguard __Fireguard__Warbringer__The Sun Eater
Dps_____91,3________84,4______81,1_______83,4
Speed___1,6_________1,6_______1,8________1,6
Stamina__25_________23________13________22
Hit______1,08%______1,01%_____0,51%_____0
Defence__0__________0_________6,76_______5,5
Dodge___0,57%______0,53%_____0_________1%
Fireguard, с последующим апгредом до Blazeguard.
+ Лучший дпс, лучшая для спама героиков скорость, + больше 1% хита для минимализации миссов, + больше всех стамины, + около полпроцента авоиданса за счет агилы, - нет дефенса. Очень хороштй мечег, но требует Блексмитинг 350 и сворд спецу. Если у прокачан БС – то вам повезло и вы с небольшими затратами станете обладателем одной из лучих пушек, которая также отлично подходит для дамагания. Специально качать БС сейчас влетит вам примерно в 2500-4000г (со стоимостью крафта) - очень накладно. 2й уровень крафта требует 8 primal nether’ов, надеюсь вы знаете, что они падают с последних боссах в героиках и роллятся с вашими сопартийцами. Так что апгрейд может затянуться надолго, но несмотря на это даже крафт 1го уровня очень и очень неплох. Еще один плюс – в Серпентшрайн Каверн с последним патчем с трешей очень часто дропаются реги для 3го уровня крафта, а он уже вообще имба =) но по пути к апгрейду есть еще King’s Defender и Mallet of the Tides.
Warbringer (у альянса Honor's Call)
+ Высокий дпс, + сочетает быструю скорость и хороший дамаг с одного удара, - маловато стамины, + пол хита, + 6 дефенса, - нет авоиданса. Так как скорость помедленней, то девастейты с Варбрингером более эффективны и энчанты (тот же Mongoose) прокают чаще. Требует Экзалтед репу с Траллмаром (Honor Hold). Как ее нафармить – просто ходите в Рампартс, потом БФ, потом в Шаттеред Холлс или героик версии всех этих трех инстов. Придется сделать немало ранов, зато нужные вещи дропнутся.
Примечание: почему же если чем больше (меденней) скорость, то тем чаще покают энчанты? Сам прок-то ппм, т.е. фиксирован на одинаковое кол-во срабатываний в минуту для любых оружий. Но прокает-то он и с инстант атак, таких как девастейт. Медленней скорость – больше шанс прока с одного удара, белых ударов меньше, а желтых (девастетов) столько же => прок идет чаще. Выходит, с медленным оружием лучшим выбором при танковании будет спам девастетов (когда слем на кд), и мангуст будет на вас висеть больше по времени, чем с медленным оружием.
The Sun Eater
Опять же + хороший дпс, скорость 1,6, + много стамины, + 5 дефа, - нет хита, + зато почти 1% доджа. Так сказать, более защитный меч и лучше проявляет себя когда выжить главнее, чем хорошо набирать угрозу. Падает в Мехнар героике с последнего босса – минус тот, что его чаще чем раз в день не пройти. Как бы то ни было, это тоже одно из лучших оружий для танкования, сочетающее в себе почти все статы для выживаемости.
Что из этого лучше – решать вам, лично для меня примерно так:
Blazeguard > The Sun Eater > Fireguard > Warbringer.
Несколько имхо-примечаний: крафто-меч также является отличным оффхендом для фури спека или дпс-оффтанкинга, Сан Итер я бы одевал на тяжелобьющих боссах, Варбрингер – если нет ни первого, ни второго =)
________________________________________
#5
________________________________________
6. Геммы и энчанты, ну и баффы заодно.
Ну вот, шмот мы достали, теперь нам нужно его обэнчантить и вставить в него камни.
Энчанты:
Голова – 17 деф + 16 додж (Киперс оф тайм реверед) или 10 ста + 10 деф + 15 block value (ЗГ дроп для энчанта)
Плечи – 15 додж + 10 деф или 15 деф + 10 додж (Алдор/Скраерс экзалтед)
Плащ – 120 армора, 12 аги или 0,63% доджа.
Чест – 150 хп.
Брейсеры – 12 стамина или 12 деф. рейтинга
Оружие – 3 варианта на выбор:
- Battlemaster. Около 1% хила в инстах по статистике Рекапа, львиная доля хила от прока уходит в оверхил.
- 15 аги. Cтабильно полпроцента авоиданса и крита
- Mongoose. Прок примерно 1 в минуту без учета спецабилок, дает 4% доджа и 240 армора на 15 секунд. Имхо лучший выбор.
Щит - +18 стамины.
Сапоги – 12 stamina или 9 ста и 8% скорости
Ноги – 40 стамина + 12 аги или 30 ста + 10 аги (Nethercleft/Clefthide Leg Armor – 365/335 лезерворкинг).
Руки - 15 аги, 2% threat или 10 stamina (Heavy Knothide Armor Kit – 355 лезерворкинг). Есть также вариант 240 армора (Glove Reinforcements - 360 лв).
Гемы:
Синий слот – 12 стамины
Красный – 8 додж рейтинга или 4 аги 6 стамины
Желтый – 8 дефенс рейтинга или 4 деф. 6 стамины
Мета сокет, если такой есть – 18 стамина и 5% стан резист или 12 деф. рейтинг и шанс хила. Имхо 1й лучше.
- Если в героике упал эпик гем хороший – тогда ставьте его, он лучше эквивалентного крафтового, но можно иметь только один гем одинакового типа.
- Какие камни куда ставить – решайте сами судя по вашему шмоту. Сила, крит и т.д. нам не нужны, хотя +хит можно поставить, если мало хп (да и просто так) – везде тыкайте 12 стамины, мало авоиданса – гемы на авоиданс ну и т.д.
- Не гонитесь за сокет бонусами, они редко себя оправдывают, тем более такие как “3 strength” или “3 resilience rating”.
Баффы и химия
Примерные баффы для нас как танков после патча 2.1:
- Приоритет - стамина. Flask of the Titans (400 хп) или Flask of Fortification (500 хп + 4,2 дефенс), все на 2 часа и работает после смерти.
- Баланс. Elixir of Major Agility (1,19% додж + 2,06% крит) + Elixir of Major Fortitude (250хп)
- Митигейшен/авоиданс. Elixir of Major Agility + Elixir of Major Defense (550 армора)
Эликсиры действуют 1 час, делаются вместе с фласками у знакомых алхимиков с эликсир спецой.
Также:
- Ironshield Potion – 2500 армора на 2 минуты, кулдаун тоже 2 минуты.
- Nightmare Seed (2000 хп на полминуты), собирается с травки Nightmare Vine, кд 2 минуты, общий с локовским хс. Берем у гербалистов или на ауке.
- еда – cooking - Spicy Crawdad (30 стамины + 20 спирит на полчаса), есть еще на 20 стамины (Feltail Delight). Ловится с Скеттисе, не стакается с ромом.
- ром Rumsey Rum Black Label (15 стамины на 15 минут), покупается в CoT1: Escape From Durnhole у Barkeep Kelly <Bartender> за 2 сильвера штука, набивается весь инвентарь и все это дело шлется по почте твинку. По мере надобности отсылаете обратно себе и пьете. Не стакается с едой.
- перед резист-критичными боями алхимики дожны, если выучили рецепт, ставить Cauldrons of *** Protection и забираем свои Major *** Protection Potion (абсорбят 2800-4000 определенного магического дамага), висят 2 минуты, кулдаун тот же, общий с остальными поушенами. Также эти поты варятся отдельно по 5 штук.
- Songflower Serenade (15 алл статс + 3,17% крита на час), из семьи "падших" цветков, берется при поднятии Cleansed Songflower с Фелвуде. Бафф дается сразу и его нельзя сохранить на потом. Сейчас актуально только если вы на старые фласки собираете Gromsblood.
- Во время ярмарки Darkmoon Faire поговорите с НПС по имени Sayge. На его вопросы ответьте (вопрос 1 - вопрос 2): 1 - 3 (10% армора) или 3 - 1 (10% стамины). Халявный бафф длится 2 часа.
- Остальные баффы или не стакаются с перечисленными (Juju и коктейли из Blasted Lands), или уже не актуальны (за убийство Хаккара/Они/Нефа и ДМ трибут ран)
7. Аддоны.
Адоны, полезные нам как танкам и просто так. Не все их них обязательны, не все полезные аддоны названы, многие могут быть заменены аналогами (на тех же библиотеках ace2)
Atlas + Atlasloot enhanced. Для лута в рейдах, инстах (+героиках), ревардов за репутацию и примерки вещей.
CT_RaidAssist (oRA2) – для рейдовых фреймов и статуса рейда.
Deadly Boss Mod (Big Wigs, CR_RA Boss Mod) – босс мод.
KLHThreatMeter - тритметр, у меня он включен всегда, у всех сопартийцев тоже.
MobInfo2 – для показа хп мобов.
Omni Cooldown Count – для нормального отображения кулдаунов абилок.
RatingBuster – для преобразования рейтингов в %, показа доджа с агилы и общих бонусов с вещей с учетом талантов.
Recap (Damage meters, SW Stats) – для статистики по: дамагу и дпс, моим абилкам, хилу и оверхилу, мобам и дамагу по мне.
Scrolling Combat Text + SCTdamage (ищем на wowace) – для нормального отображения комбат инфо. У меня 1 столбик показывает хил по мне, 2й – дамаг, 3й – полученные баффы/дебаффы и остальное, 4й – мой дамаг. Все отлично настраивается.
Tank Buddy - отправляет в чат сообщение о миссе/резисте таунта и мокинг блоу и о том что вы использовали ваши абилки типа щилд волла и ласт стенда
MTLove - показывает по маусоверу на кого смотрит моб и раскрашивает результат (тряпка - красный и т.п., себя не показывает)
ItemRack - позволяет моментально менять обвес. Очень удобен для смены комлектов на авоиданс, длинную стамину, резисты и т.п.
- Tankpoints - показывает ваше примерное снижение дамага, позволяет на глаз сравнивать экипировку по значениям “tank points” и подбирать нужный эквип под конкретных мобов.
- Warcraft Web Stats (лоссендил) - комбат лог парсер, позволяет представять подробнейший отчет по всем данным комбатлога в удобном виде html страницы.
Если кто-нибудь подскажет хорошие аддоны (обычные/варовские/танковские/рейдовые) буду рад потестить и добавить.
8. Macros
Здесь не будет каких-то супер навороченных макросов. Если вы знаете основы написания макросов (почитайте на том же вики), то напишете нужную вам вещь без проблем. Я же даю некоторые макросы-полезняшки, может не все они такие сложные и нужные, но все они немного облегчают игру.
Автоатака
Вместо каждой абилки на ваших action bar’ах можно сделать такой макрос
#show какое-то абилко
/startattack
/cast какое-то абилко
Знаете, бывает такая ситуация, когда случайно (или специально) снимается выделение цели, а когда выделяете моба, то нужно снова включить автоатаку. Данный макрос помогает без проблем включить атаку при использовании нужных абилок.
Stance-dance
# show Berserker Rage
/cast [nostance:3]Berserker Stance; Berserker Rage
/cast [nostance:2]Defensive Stance
Что делает макрос: при первом клике включает берс. стойку, при 2м - юзает берс. рейдж, при 3м - переключает в деф.
Intervene
/cast [nostance: 2] Defensive Stance; [help] Intervene; [target=targettarget, help] Intervene
Переключает в дефенс стойку, а если и так в ней - то юзает интервен на вашей цели (если цель френдли) или на цели моба (если выделен моб).
Autoblocker + SS
#show Gnomeregan Auto-Blocker 600
/use [harm,nodead,equipped:Shields] 13
/stopcasting
/cast [equipped:Shields] Shield Slam
/equip [noequipped:Shields] имя_вашего_щита
Проверяет, если ваша цель враждебна и жива и что у вас надет щит. Если все ок, то юзает всем известный тринкет и сразу же делает щилд слем. Этот макрос упрощает нашу работу по автоматизации танкинга, он удобен тем, что помогает заслемить моба сразу после активации тринка и успеть сделать 4 слема под баффом (бафф держится 20 секунд, на 4 слема надо 18 - почти впритык, учитывая пинг). [если у вас автоблокер надет на нижний тринкослот - то цифру 13 замените на 14]
Bandage
/use [help] Heavy Netherweave Bandage; [target=player] Heavy Netherweave Bandage
Симпл бандажинг 1й кнопкой (себя или френдли таргет)
Pulling
/cast [equipped:Thrown] Throw; Shoot
Симпл стрелялка из ренжед оружия, не надо париться, одето ли у вас ружжо или дротики.
Targeting
/script SetCVar("targetNearestDistance", 10)
/targetenemy
/script SetCVar("targetNearestDistance", 41)
Позволяет по человечески выделать мобов при танкинге паков.
Интервен на фокус таргет
/focus [modifier:ctrl]
/stopmacro [modifier:ctrl]
/cast [target=focus] Intervene
В начале инста выделите вашего хилера и ctrl+кликните кнопку с макросом. Потом в любое другое время вы можете спасти хилера от сагрившегося моба, не парясь ни с каким выделением - просто юзайте макрос.
Tank & spank macro
/cast Devastate
/cast Heroic Strike
Спам-макрос для слива лишней раги, на место девастейта можно ставить что угодно.
/cast Revenge
/cast Shield Block
Это чтобы не забывать о шб, опять же на место ревенджа поставьте любую часто используемую абилку.
Универсальный таунт
# show Taunt
/cast [modifier:alt] Challenging Shout;[modifier:ctrl,nostance:1] Battle Stance; [modifier:ctrl,stance:1] Mocking Blow; [stance:2] Taunt; [nostance:2] Defensive Stance
В дефе - таунт, не в дефе - переключает в эту стойку. С нажатым альтом - масстаунт, с нажатым контролом - переключает в баттл стойку и (с еще 1м нажатием) юзает мокинг блоу. Вместо alt и ctrl можно ставить что угодно.
Interrupt
/cast [modifier:ctrl] Concussion Blow; [stance:1/2,noequipped:Shields] Berserker Stance; [stance:1/2,equipped:Shields] Shield Bash; [stance:3] Pummel
Если на вас одет щит - юзается щилд баш, если нет - переключает в берс и (еще 1м нажатием) пуммел. С нажатым контролом кастуется конкашен.
Marks
Обычно танки в инстах являются заодно и маркерами, и мы знаем, что ставить их правой кнопкой по иконке моба... не очень удобно. Конечно, есть аддоны на маркинг, есть кейбайнды, но это все проделывается и с помощью макросов.
SetRaidTargetIcon("target", 1); -- Star
SetRaidTargetIcon("target", 2); -- Circle
SetRaidTargetIcon("target", 3); -- Diamond
SetRaidTargetIcon("target", 4); -- Triangle
SetRaidTargetIcon("target", 5); -- Moon
SetRaidTargetIcon("target", 6); -- Square
SetRaidTargetIcon("target", 7); -- Cross
SetRaidTargetIcon("target", 8); -- Skull
SetRaidTargetIcon("target", 0); -- Remove RaidIcon
Как я понял, макрос должен выглядеть наподобие “/script SetRaidTargetIcon("target", 8);” для черепка и т.д.
9. Video
How-to видео для танков
Tempest Keep: The Eye
Stego Guide Void Reaver
Serpentshrine Cavern
Rathore Lady Vashj
Rathore The Lurker Below
Rathore Guide The Lurker Below
Stego Guide The Lurker Below
Stego Guide Fathomlord Karathress
Rathore Morogrim Tidewalker
Stego Guide Morogrim Tidewalker
Stego Guide Hydross the Unstable
Magtheridon’s Lair
Stego Guide Magtheridon
Gruul’s Lair
Stego Guide Gruul the Dragonkiller
Stego Guide High King Maulgar
10. То что я не упомянул
Тут будут кратко написаны мелкие дополнения и замечания. Вроде бы есть иногда что добавить, а не понятно, куда это сунуть. Вот буду скадывать в этот раздел =)
- Иногда в 5ппл инстах и героиках вам встречаются просто огромные паки мобов. И вам думается - “ну и как же мне их всех удержать на себе?”. Ответ прост - танкуйте не всех. Например, мобы-кастеры бьют ваших сопартийцев всего на 10-16% больше, чем вас. Значит, дпсеры могут их убить без проблем и сами - маго-мобы не из тех, кто выносит тряпку за один удар. Зато как только группа расправится с кастерами, вы уже наберете достаточно угрозы на всех остальных мобах и сможете без проблем их удержать.
- У хорошего танка должно быть несколько сетов одежды. В идеале это сеты: на стамину, авоиданс, краш авоиданс (т.е. + блок рейтинг), block value и на резисты (аркан, файр, фрост, натур, шадоу). Т.е. у меня допустим 50% места в банке занято трешем, который я одевал всего раз или буду одевать только “по праздникам”. Это не считая ПвЕ фури, армс и ПвП / арена комплектов.
- Обычно танкование построено на стандартном цикле в 6 секунд. Он состоит из: Shield Slam, Revenge и еще 2х абилок на гкд. Стандартные “филлеры” - это девастейт или сандер, но в нужные моменты они заменяются топтыжкой , демо шаутом или еще чем. Порядок использования абилок может меняться - например в коротких боях лучше делать сначала SS, потом ревендж; если у вас 4-5 кусков тир 4 - то SS идет после ревенджа и т.д. Конечно, этот цикл примерный, обычно исполнять его не удается из-за пинга и “неудобных” кулдаунов revenge и TK. Если скажете что я забыл героик/клив - дак они зависят только от скорости оружия и не мешают использованию остальных абилок.
- Лучшая абилка для начала боя - щилд слем. Во-первых, он дает очень много угрозы, во-вторых, вы сможете сделать следующие слемы раньше. Если у вас проблемы с рагой в начале, то импрувед bloodrage позволит вам заслемить моба почти сразу же после использования.
- При танковании чего-либо в 2 (или более) танка у вас появляется целая куча новых возможностей. Простой пример - вы пуллите моба, щилд слем, потом ваш 2 танк таунтит моба, тоже щилд слем, потом вы таунтите и (как прошел кулдаун) щилд слем и т. д. Этим спомобом угроза набирается намного быстрее. Вот такой просто пример показывает, насколько важна согласованная работа с другими танками.
- Если вы выбираете, на что бы лучше потратить первые badge of justice - берите Gnomeregan Auto-Blocker 600. В общем-то, больше танкам баджи тратить и не на что, разве что на фр комплект.
- Лучшие гемы на авоиданс - +8 додж рейтинга, на 4% от него отстает гем на +8 деф ретинга, зато он является лидером по краш авоидансу. Лучший для рейд-мейнтанка гем - +12 стамины. Сокет-бонусы за очень редеим исключением - крап.
- Все мобы-“черепки” для вас считаются эффективным уровнем на 3 больше вашего. Отсюда - ваши мисс, додж, блок и парри меньше против них на 0,6%.