Как правильно создать партию,
или,
Почему я не люблю NPC от BioWare.
Данная статья является первой из запланированной серии, посвященной татктике прохождения Baldur's Gate 2 и предназначается в основном для тех, кто только начинает осваивать игры серии BG, однако, на мой взгляд будет полезна и искушенным игрокам. Несмотря на то, что в сиквеле число доступных для присоединения NPC уменьшилось с 25 до 16, проблема выбора не стала легче, особенно если учесть появление китов и новых классов, доступных для основного персонажа. Об аналогичной задаче в Baldur's Gate I было написано много килобайт текста, в том числе и на родном языке, а вот описаний NPC и стратегии создания партии для BG2 на русском я еще не встречал. Так что читайте на здоровье и пусть Вас не смущает несколько жесткий тон, взятый мной при описании Ваших потенциальных спутников - я старался быть максимально беспристрастным. Перво-наперво я привожу описание полезности NPC, встречаемых в игре. Их характеристики и местонахождение указано в соответствующем разделе этого сайта. Итак...
Aerie: Плюсы (+) единственный cleric/mage в игре (для партии, тяготеющей к "боевому" стилю прохождения удобно держать одного спеллкастера), наделена разработчиками умением заигрывать ("romance") с основным персонажем.
Минусы (-) средние основные параметры (Wis и Int) по обеим классам. Multiclass (в дальнейшем я буду ограничиваться лишь констатацией этого факта, но в первый раз объясню подробно. Дело в том, что ситуация с multiclass кардинально изменилась со времен BG1 - там это был весьма удачный выбор, так как из-за низкой планки развития (experience cap) multiclass-персонаж к концу игры отставал от singleclass на 1-2 уровня. В BG2 же это отставание может стать весьма существенным, к примеру cleric/mage сможет дойти до уровня 14/13, а "чистые" cleric и mage соответственно до 20 и 17. Как видим, приличная разница.)
Anomen: + невооруженным взглядом незаметны. При более внимательном рассмотрении можно обнаружить "личные" (доступные только данному персонажу) предметы и "romance" с female главным персонажем.
- главный минус состоит в полном отсутствии плюсов. Низкие характеристики: хотя в процессе прохождения Wis и может быть поднята до 16, ни это, ни, тем более, начальное значение этого параметра - 12 - не может считаться хорошим.
Cernd: + единственный "чистый" друид в игре, весьма опасный в форме Greater Werewolf из-за иммунитета к немагическому оружию. Хорошие бонусы за счет высокой Wis 18.
- неудачный кит ("shapeshifter") и низкие неосновные параметры приводят к тому, что в своем естественном - человеческом - облике Cernd становиться обузой для партии.
Edwin: + единственный "чистый" маг, к тому же специалист. Бонусы за счет высокой Int 18.
- плохие неосновные параметры. Нет, ОЧЕНЬ плохие неосновные параметры. Злой (evil alignment), что может создать проблемы, если играющий идет более привычной для мира BG "доброй" сюжетной линией.
Haer'Dalis: + и вновь единственный персонаж, на этот раз bard. Неплохие параметры. Удачный кит (blade) делает из этого tiefling'а неплохого воина. Оригинальные "личные" мечи.
- простите за каламбур, но неудачный кит (blade) сводит сводит многие возможности данного класса на нет.
Imoen: + удачная комбинация thief dual to mage, примененная многими игроками, в том числе и Вашим покорным слугой, еще в первой части игры. Хорошие параметры по обеим классам.
- в начале второй главы надолго покидает партию.
Jaheira: + неплохое сочетание fighter/druid стало гораздо более эффективным с введением scimitar. "Romance".
- типичный средний во всех отношениях персонаж, однако есть одно "но": из-за особенностей правил AD&D друиды очень быстро растут до 12-го уровня, и ОЧЕНЬ медленно после него. В результате уже в третьей главе развитие Jaheira может практически остановиться, ее максимальный уровень по классу druid - 13.
Jan: + любимый персонаж разработчиков gnome thief/illusionist. Средние параметры компенсируются хорошим набором "личных" вещей.
- multiclass. Специализация illusionist далеко не самая удачная, хоть в данном случае и единственно возможная.
Keldorn: + единственный паладин в игре, вдобавок с удачным китом - inquisitor. Может использовать самый мощный меч в игре - Carsomyr +5, и это при наличии неплохих "личных" вещей.
- ужасное Dex 9 на фоне остальных, в общем хороших, параметров.
Korgan: + самый сильный fighter в игре, к тому же - единственный dwarf. Хорошие параметры.
- злой.
Mazzy: + нелохой fighter, явно тяготеющий к паладинству (specila abilities Lay-on Hands и Haste). Потенциально один из лучших стрелков в игре, из-за возможности достижения grandmastery в луках.
- "личные" предметы накладывают свой отпечаток на оружейную специализацию Mazzy - short sword и short bow далеко не самое эффективное оружие в игре. Небольшая для воина Str 15. Поздно присоединяется к партии.
Minsc: + воин-универсал: может хорошо орудовать мечом в ближнем бою и стрелять из лука. Хорошие основные параметры, высокая (18/93) Str. Boo.
- специализация в двуручном оружии больше подошла бы fighter'у или paladin'у.
Nalia: + неплохие параметры. "Личное" кольцо +2 АС.
- пример того, как можно испортить хорошую идею неудачной реализацией - dual from thief с 4-го уровня дает только одну полезную возможность - использование коротких луков.
Valygar: + хорошие параметры и "личное" оружие.
- малоудачный кит stalker. Поясняю: stalker - это городской ranger, если следовать правилам AD&D. Часто Вам оказываються полезными умения move silently и hide in shadow в городе и стоит ли это запрета на ношение plate? Про backstab я не говорю - воину таскаться с кинжалами? Тьфу.
Viconia: + лучший клерик (обязательно брать, если не создаете партию сами) и единственный drow (имеет высокий magic resistance). "Romance" с основным персонажем.
- evil alignment. При ее присоединении партия теряет 2 reputation.
Yoshimo: + очень удачный персонаж, к тому же единственный "чистый" вор в игре.
- предает партию (как звучит, а!) и умерщвляется злобными разработчиками в угоду сюжету.
Итак, подведем черту. Если отбросить квесты, уникальные для каждого NPC (их немного и они малополезны) и флирт, то персонажей, действительно полезных на протяжении всей игры оказывается ровно ТРИ штуки (Imoen, Keldorn и Minsc). Или ПЯТЬ, если закрыть глаза на злобную сущность Viconia и Korgan'а. Ну как, впечатляет? Мне возразят - дескать, и остальные ничего себе, мы, мол, ходим с тем-то и тем-то, и ничего... И ничего, соглашусь я, и я хожу, терплю поучения Jaheira, подмешиваю успокоительное Minsc'у и проч. Атмосфера, как-никак. Да, уважаемые фанаты, я присоединяю свое "Рррр-р" к вашим воплям "Viconia рулезззз!", "Keldorn кууул!!!" и проч. Мне тоже нравиться слушать как Jaheira вычитывает Aerie в то время, как Nalia препирается с Keldorn'ом. Да, это все очень приятно и сделано на порядок лучше чем в первой части игры. Неприятны только раздумия при генерации main character. Вот ведь незадача - в игре нет НИ ОДНОГО sorcerer'a, monk'a или barbarian'a, и, допустим, у Вас остался родной, выкормленный в первой части игры, персонаж - кем играть? А ведь есть еще весьма интересные киты - archer, scald и т.д. И чтобы почувствовать их особенности, их тоже надо брать в качестве main character'а! Сколько же раз Вам придеться проходить Baldur's Gate 2? Если Вы прислушаетесь к моим советам - ровно два раза. Вначале сделайте какого хотите аватара и соберите команду из готовых к употреблению NPC - сжав зубы и прикрыв левый (зрячий) глаз можно укомплектовать всю обойму. Помните только, чтобы не иметь проблем с прохождением и различными нештатными ситуациями в партии должны быть - вор (одна штука), маг (одна штука минимум), клерик или друид (одна штука минимум), громила (одна штука минимум). Все остальное, если остались места - группа поддержки. А вот во второй раз я советую создать всю партию самому.
Пройдемся еще раз по нашему списку вакансий.
Громила - подойдет monk (очень интересный и необычный класс), barbarian (тоже неплохо, хотя...), inquisitor (если Вы не связывались с Keldorт'ом или просто кит понравился), true fighter, kensai (один из самых чуднЫх китов, я бы рекомендовал его все-таки в группу поддержки).
Вор - swashbuckler (единственный недостаток - отсутствие backstab - перекрывается отличными бонусами), true thief, assasin.
Маг - sorcerer.
Лекарь - true cleric (получить специализацию можно лишь в том случае, если клерик является протагонистом - основным персонажем).
О недостатках остальных классов и китов писать не буду, они в большинстве случаев очевидны или упомянуты выше. В итоге, не затрагивая тему dual-класса, получаем следующие два приблизительно равноценных варианта партии:
Monk - Inquisitor
Assaissin - Swashbuckler
Mage - Sorcerer
Druid - Cleric
Archer - Kensai
Skald - Jester
Естественно, возможны перекрестные обмены, хотя пару monk + assassin советую держать вместе - у убивцы наблюдается явная нехватка skill points (15 за уровень вместо 25) и monk может взять на себя обнаружение ловушек.
Есть еще неплохой вариант партии:
Knight
Assassin
Sorcerer
Cleric
Archer
Wizardslayer